ДЛИННЫЙ СПИСОК. ПРОЗА

ОДУВАНЧИКИ КАРЛА ФАБЕРЖЕ

«Одуванчики Карла Фаберже» – это десять новелл, объединенных общими героями, местом и временем действия. Неспешный разговор о трудной женской судьбе, которая разворачивается на фоне трагических событий страны – сталинские ГУЛАГи, блокада Ленинграда, хрущевская оттепель и брежневский застой. На фоне этих событий и проявляются истинные черты человеческого женского характера. Автор задал себе сложный вопрос – кто такая русская женщина, и постарался дать на него свой ответ.

Повествование ведётся в форме рассказов, которые пишет по просьбе Эльзы её внук, писатель Евгений Громов.

Рассказ «Эльза» представляет нам главную героиню Екатерину Громову, проживающую в пределах московского садового кольца. Перед нами яркая, эксцентричная дама в возрасте, которая категорически не желает принять понятие «старость». Её жизненные принципы заложены в математических аксиомах:

ü «Запомни: женщина не стареет! С годами она становится только интересней».

ü Жизнь надо прожить так, чтобы в аду сказали: «Извините, у нас приличные люди!»

ü Жизнью надо наслаждаться до последнего глоточка, чтобы потом ни о чём не жалеть!

В конце рассказа мы узнаем не только о нелегкой судьбе главной героини, но и почему она с подросткового возраста называет себя Эльзой.

Рассказ «Аристократки» – знакомит нас с близкими подругами Эльзы – Марго и Герой, проживающими в Санкт-Петербурге. Подруги в силу обстоятельств воспитывают малолетнего внука Эльзы – Евгения. От мальчика никто не отказывался. Так сложились семейные обстоятельства, «потому что маме Ане, но все её звали на французский манер – Аннетой, всегда было не до меня, а папе – уже не до меня», а любимая бабушка Эльза в Москве преподавала матанализ в университете.

В «стардоме у тётушек» мальчик с шести лет. У него «минимальное количество нельзя. Старушки искренне считали, что любое нельзя – это детская дискриминация». Мальчик ни капли не обделен любовью близких: «я испытывал её в неограниченном количестве, да ещё и в квадрате».

Вместе с дорогими старушками Евгений проходит не только школьные годы «чудесные», но, когда он поступает на исторический факультет в университет, вместе с ним в «боевой путь покорения знаний» поступают Марго и Гера. «Тётушки на пять лет стали героями университета».

Для Евгения «старушки» самые близкие и дорогие люди. Они, пережившие блокадный Ленинград, эвакуационный детский дом, воспитали мальчика на простых, добрых, житейских истинах, которым сами и придерживались; своим личным примером стойкости, мудрости и жизнерадостности.

Тетушки учили мальчика тому, что в любой ситуации не нужно унывать, и что слова «поздно» просто не существует. И ещё, в конце рассказа мы узнаем очень интересный факт о родственной связи, которая на самом деле была между героями. Таким образом, непростое детство не озлобило героя, а сформировало его как личность, не утратившую веру в хорошее.

Ещё Евгений узнаёт тайну скрипки, которую «одуванчики» хранят, как самую ценную реликвию своей семьи.

Рассказ «Шарлота» – это рассказ о творческой душе главной героини по имени Шарлота, стремящейся жить по законам совести, не принимающей «удобные» компромиссы. Шарлота, пережившая в детстве блокаду Ленинграда, категорически не желает быть простой для всех. «Если сложная – значит, только для избранных». У «Шарлоты выработался непростой характер, многие считали ее строптивой, она была не тот человек, который первым пойдёт на мировую.Но когда она протягивала руку дружбы – это значило только одно: слишком дорог для Шарлоты человек, которому она предлагала вечный мир».

Её судьба тесно переплетается с героинями рассказа «Аристократки» – Марго и Герой. В мирное время они становятся её соседками. Творческий путь Шарлоты начинается со школы – «учительский триумвират» всячески поддерживает талантливую ученицу. Шарлота добивается успеха, становится известной писательницей. Она переживает «творческие кризисы и депрессии». Судьба сводит её с талантливым писателем-инвалидом Петровичем. «Они вросли друг в друга и понимали друг друга уже …междометиями.

«Мы с тобой как две дождевые капли на проволоке, бегущие навстречу друг к другу, чтобы слиться в одну большую частицу», – призналась однажды счастливая Шарлота.

Шарлота и Петрович выстрадали своё семейное счастье. Из рассказа также станет известно, почему у главной героини по имени Октябрина странное имя Шарлота.

Рассказ «Надёжный человек» – это гимн материнству. Ольга – многодетная мать. Вера, Лариса, Анна, Дина, Ирина, Мария, Инна и Роза — восемь красоток, восемь будущих невест, матерей, а по начальным буквам – имя любимого – ВЛАДИМИР, но любимый бросает свою Ольгу только потому, что очень хочет сына. Владимир, отец «девичьего цветника», к сожалению, не понимает своего счастья.

Ольге помогают выстоять не только собственные дети, но соседки, среди которых мы встречаем и Эльзу, и Марго, и Геру, и других.

«Счастливый человек – это надежный человек» – это главный посыл рассказа.

Рассказ «Иду до упаду, не оглядываясь» - «беспризорная душа» Натальи, главной героини рассказа, детдомовки, познавшей истинное женское счастье семейной жизни и в одно мгновение потерявшей его, находит утешение в спасении бездомных кошек и собак.

Проходя мимо мусорки Наталья подбирает маленькое, скулистое «чудо». Приводит его к себе домой и изливает ему свою душу. Эльза, которую в доме все уважают, всячески поддерживает Наталью, хотя многим жильцам многоэтажки благотворительность Натальи не нравится.

Повесть «Королева Марго» – погружает нас в блокадный Ленинград. Перед нами история трёх подруг (Эльзы, Марго и Геры) с детства и на всю жизнь.

Эвакуационный поезд, на котором в глубь страны увозят детей из блокадного Ленинграда, среди них Марго и Геру, почти полностью уничтожен в результате вражеского авианалёта.

Марго и Гера уцелели. Их, вместе с уцелевшими детьми, в сопровождении воспитательницы Марии Дмитриевны Орловой, увозят за Урал, в детский дом. Детей привозят в деревню, где им никто не рад, к тому же распространяется слух, что это дети «врагов народа».

Воспитательнице Орловой приходится на пустом месте создавать детский дом, который станет для всех воспитанников Домом.

Гера рассказывает подруге, за что арестовали её мать. Марго советует написать письмо Сталину. Удивительно, но письмо доходит до Кремля, дело матери Геры пересматривается.

Открывается непростая судьба и Марго – она дочь высокопоставленного репрессированного ленинградского чиновника из Смольного.

Не простая судьба и у директора детского дома – Марии Дмитриевны. Она вынуждена скрывать, что один из воспитанников – её родной племянник.

В конце сорок пятого года в детский дом привозят новую воспитанницу, которая называет себя Эльзой. Девочка, прошедшая концлагерь Дахау, рассказывает о героизме женщины-врача, спасающего больных в немыслимых условиях немецкого лагеря. Именно её имя девочка возьмёт для себя на всю жизнь.

Марго, Гера и Эльза становятся близкими подругами.

Рассказ «Быть Аннетой» – маленькая история жизни приёмной дочери Эльзы, до того, как она попала в семью.

«Будущее шестилетней Аннеты казалось бесперспективным и серым, как пейзаж за окном. Всё изменилось с появлением приятной посетительницы на новогоднем утреннике».

Повесть «Тирекс» о педагогическом выгорании и о мужестве педагога, любящего не только свой предмет математику, но и детей, которых она обучает. Не все понимают эту любовь, многим она кажется вампирской: «вы пока крови нашей не напьетесь – не успокоитесь», но как же всё неоднозначно.

Валерия Павловна Тарасова – строгий и принципиальный учитель математики с сорокалетним стажем, которую все за глаза называют Тирексом. Она фанат своего предмета. Валерию Павловну атакуют дети и главное, их родители с попытками смягчить школьный курс, ей достаётся и от директора, однако упрямая учительница верна своей взыскательной натуре. Её принцип – математика – это порядок и порядочность. «Тарасята» – ученики, которых она выделила исключительно за знания математики. С ними она дополнительно занималась по два-три часа в день. Они выигрывали всевозможные олимпиады, математические конкурсы.

И, всё же, её вынуждают уйти с гимназии. Что послужило такому решению директора?

Рассказ «Кафка» – история послевоенный жизни Геры, как она нечаянно поранилась о любителя «инородного» писателя Кафки, и что из этого получилось.

Гера «вспоминая свой жизненный опыт, ругала себя за то, что вела себя как набитая дура. Миллион раз ей хотелось бы вернуться в те моменты, когда совершила ошибку, и все изменить: шагнуть в другую сторону, ответить иначе или просто сесть в другой автобус. Но она понимала – это невозможно. И гораздо чаще, чем миллион раз, Гера понимала, что оставила бы все как есть, как вышло с первого раза, потому что, как сказал её любимый Кафка: «У любви нет репетиций, поэтому импровизируйте, люди, не бойтесь!» Возможно, это её личная формула жизни и счастья».

Последний рассказ, завершающий книгу «Клементина» – знакомит нас с четвёртой подругой триумвирата (Марго, Гера, Эльза) – прекрасным военным врачом Клементиной Лукьяновой.

Её судьба, как и судьба подруг, тесно связана с трудной историей страны. Клементине придётся испить горькую чашу сполна, но это только закалит характер героини.