ДЛИННЫЙ СПИСОК. ПРОЗА

КОГДА ОЖИВАЮТ ЛЕГЕНДЫ

Данный роман является одним из первых обращений в отечественной литературе к вестерну — поистине универсальному жанру, максимально вобравшему в себя национальный американский колорит, и в то же время понятному и доступному для восприятия любому жителю планеты.

Предлагаемый роман решен в жанре исторического боевика: с крепким детективным стержнем, с таинственным флёром индейской мистики и лучших традиций классической мелодрамы. Пожалуй, более точно жанр данного произведения можно определить как вестерн с элементами мистического триллера.

В основе произведения лежит трагическая судьба индейского народа; гибельное столкновение двух этносов, предрешенная всей мощью технократической цивилизации развязка. Автор опирается на достоверные исторические факты (в частности, на подлинные записки русского очевидца — американского солдата, служившего в знаменитом 7-м кавалерийском полку генерала Джорджа А. Кастера).

События романа происходят в 60–70-е годы XIX века, когда правительству Соединенных Штатов серьезно приходилось считаться с теснимыми им индейскими племенами. Это была эпоха лебединой песни вымирающей расы.

Страницы романа вмещают в себя и конгрессменов из Вашингтона, и крупных политических деятелей, и вождей краснокожих, солдат, ковбоев, трапперов и торговцев, бандитов, отпетых злодеев и многих других. Набор персонажей достаточно традиционный для вестерна и вполне достаточный для того, чтобы отправиться в увлекательное, полное опасностей и открытий путешествие в дикий мир прерий и бизонов.

Однако, несмотря на почти ритуальное присутствие характерных для «стопроцентного» вестерна потасовок, лихих погонь и стрельбы, роман оставляет сложное, одновременно светлое и щемящее чувство грусти.

Отчего же так мучается и терзается главный герой повествования Джон Бартон (Федор Иванов) — один из тех славных парней из 7-го кавалерийского, чьим подвигам в битвах с индейцами столь бурно рукоплескала вся Америка?.. Может быть, оттого, что, сталкиваясь в сражениях и на переговорах со своим заклятым врагом, он узнал нечто большее, чем положено знать бескомпромиссному апостолу из пантеона полулюдей-полубогов, носителей великого бремени белого человека?.. И может быть, подобно некоторым своим соотечественникам, проведшим среди «дикарей» значительное время, он мог бы сказать: «Это лучшие из людей, каких я только знал!»

Ничуть не противореча присущей вестерну романтической приподнятости над реальностью, автор довольно тонко вводит ощущение эпохи в текст романа через многочисленные ссылки на исторические факты и личности. Оттого частная детективная история поисков жестокого убийцы ведет читателя в индейские селения, а затем в Конгресс, и потому-то извечная для вестерна тема противостояния Добра и Зла приобретает не отвлеченный, порой чисто символический характер, а вполне конкретное историческое наполнение.

Особое, едва ли не благоговейное место в романе отведено мистическому началу. Порою кажется, что главы произведения буквально пропитаны каким-то колдовским отваром древних индейских легенд и заклинаний... Не оттого ли нервы читателя напряжены с первых страниц? Незримое присутствие злого духа Квазинда ощущается на протяжении всего повествования. И неважно, где находятся герои романа: в мрачных каньонах Блэк-Хиллз, на бизоньих равнинах или на благопристойных бульварах цивилизованного Вашингтона. Зловещий Рок — проклятие людей с красной кожей — преследует их повсюду, празднуя свою тризну. А потому, как бы ни был обманчиво ярок и манящ мир Дикого Запада, нет покоя в его лесах и горах. Кровавое золото Блэк-Хиллз, война на истребление с индейцами, связки содранных скальпов... Гибель и звериный страх, как вода губку, пропитавшие фронтир... Пропитали они и не раз прежде сожженный краснокожими Роктаун — маленький городок-призрак, затерянный на бескрайних просторах Монтаны. Именно там и начинают разворачиваться полные драматизма и мистических загадок первые события романа...

Кто встанет на пути Зла? Кто вступит в смертельную схватку с черным порождением тьмы — Квазиндом? И доживет ли он до рассвета?