ДЛИННЫЙ СПИСОК. ПРОЗА

РУССКИЙ ХАРЬКОВ, РУССКИЙ КИЕВ

Том 1. Русский Харьков / Станислав Минаков. — М. : Вече, 2024. — 432 с. — (Битва за Новороссию).

https://lgz.ru/article/vernyetsya-li/

Во вступительной статье «От русского русское слышать приятно» (строка стихотворения симферопольца Андрея Полякова) автор книги «Русский Харьков» Станислав Минаков, очерчивая круг ее адресатов, дает пояснения: «…Я, коренной харьковец как минимум в четвертом поколении, решил рассказать незнающим, помочь интересующимся, утешить разочаровавшихся, обнадежить любящих, напомнить беспамятным — о некоторых духовных, исторических, культурных, ратных, трудовых вехах в жизни родного города, который является неотъемлемой частью Русской ойкумены».

В книге собраны статьи, написанные в присущей этому автору неравнодушной просветительской манере и посвященные святыням, подвижникам, выдающимся творческим и общественным деятелям, а также событиям Имперской и Советской истории города Харькова, основанного в 1654 г. по указу Московского Царя Алексея Михайловича Романова (Тишайшего), города, побывавшего в 1918 г. столицей Донецко-Криворожской Республики и в 1919–1934 гг. — первой столицей УССР.

Автор также уделил внимание актуальным проблемам общественной жизни, новой и новейшей истории Харькова, свидетелем и непосредственным активным участником событий которой он был. Минаков напоминает, что Харьков первым, до Донецка встал против киевского государственного переворота.

Книга проиллюстрирована фотографиями автора и дореволюционными снимками.

Обозначенные автором темы явствуют и в названиях главок — «Дом Романовых и Харьков», «Пушкин в Харькове» и др. Рассказано в книге и об одном из старейших университетов Российской Империи, основанном указом императора Александра I в 1804 г., о его выпускниках — в частности, юридический факультет молодым окончил «пастырь всех русских, по лицу вселенной рассеянных» святитель Иоанн Шанхайский, Сан-Францисский чудотворец (из рода Максимовичей), о преподавателях — настоятеле университетского Антониевского храма протоиерее-новомученике Николае Стеллецком, богослове, редактировавшем знаменитый религиозно-философский журнал «Вера и разум», о математике Ляпунове, убывшем из Харьковского Императорского университета в Петербург лишь по причине избрания его академиком.

Героями книги стали также легендарный монархист генерал фон Келлер, «фотограф Ее Императорского Величества» Альфред Федецкий, снимавший кино еще до братьев Люмьер, «апологет простокваши» нобелиант Илья Мечников и другие нобелианты Харькова, живописец Зинаида Серебрякова, поэты-фронтовики Борис Слуцкий, Григорий Поженян, Михаил Кульчицкий, Борис Чичибабин, актеры Леонид Быков, Людмила Гурченко, Нина Русланова, космонавт 1-го отряда Валентин Бондаренко, погибший при испытаниях еще до гагаринского полета, астроном Николай Барабашов, а также физики-ядерщики, именно в Харькове начиная с 1930-х положившие начало Советскому Атомному Проекту.

На страницах книги «Русский Харьков» оживают создатели легендарной танковой «тридцатьчетверки» Михаил Кошкин и Александр Морозов, а также суворовцы Харькова, всего СССР и кадеты Империи, «три харьковских богатыря на Параде Победы» и павшие герои, в частности, полный кавалер Ордена Славы двоюродный дед автора книги Василий Лисунов, восемнадцатилетним погибший в Берлине 29 апреля 1945 г.

Не оставил без внимания автор и присутствие в жизни Харькова музыки Чайковского, Рахманинова, Свиридова, Гаврилина, выдающихся русских хоров и солистов.

Есть в книге страницы о храмах старинного русского города, его чудотворных иконах, о том, «как Богородица «Песчанская» из Харькова в Белгород ходила» к 100-летию прославления святителя Иоасафа Белгородского, который и обрел Ее в селе Пески на окраине Изюма и которая почитается как «во времена нашествия иноверных наша Свободительница…».

В последнем разделе представлены материалы, связанные с новейшей историей Харькова. Названия главок тоже весьма красноречивы: «Голгофа Евгения Кушнарёва», «Я русский бы выучил», «Жаркий март Новороссии», «Харьков хоронит своих ополченцев»,

“Харьковский «Беркут»: «За нами Москва!»”. Здесь читатель найдет и два интервью, в свое время данных автором интернет-газете «Столетие» и «Литературной газете», информагентству «Россия сегодня»: «Гражданская война на Украине продолжается уже четверть века» и «Я — человек Русской Имперской парадигмы».

Том 2. Русский Киев / Станислав Минаков. — М. : Вече, 2024. — 400 с. — (Битва за Новороссию).

https://lgz.ru/article/za-porugannyy-kiev-svyatoy-/

Писатель Станислав Минаков продолжает настаивать на исторической правде и правоте и вести свою битву за Новороссию и весь Юго-Запад Руси. Своей задачей автор как просветитель и трибун видит воссоздание общерусского ментального кода.

Не успели читатели «очнуться» от февральско-весеннего всплеска его книги «Русский Харьков», как последовал июльский выход «Русского Киева».

Во вступительной статье «Где каштаны по-русски лопочут…» (строка стихотворения нью-йоркского харьковчанина Юрия Милославского) автор книги «Русский Киев» рассказывает о полуторатысячелетнем русском городе, который является «неотъемлемой частью Русской ойкумены», одной из изначальных ее частей.

В книге собраны статьи автора, посвященные святыням, подвижникам, выдающимся творческим и общественным деятелям, а также событиям древней, Имперской и Советской истории города Киева. Автор также уделил внимание актуальным проблемам общественной жизни, новой и новейшей истории Киева, свидетелем и непосредственным участником событий которой он был, проживая до 2014 г. в Харькове.

Книга построена по тому же принципу, что «РХ» — развитие повествований в ней идет хронологически, от древности до наших дней, так же проиллюстрирована авторскими и дореволюционными снимками. Оформление издания сильно аукается с «РХ», таким образом заинтересованный читатель получает красивый двухтомник.

Обозначенные автором темы явствуют и в названиях главок — «Наш апостол, Андрей Первозванный…»; Илья Муромец сын Иванович; Про игумена Печерского Никона и его Тмутаракань; Нестор, «Великих князей русских деяния и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый…»; «Оторванная десница святителя Димитрия Ростовского»…

Рассказано в книге и о княгине Ольге (Духовная матерь всея Руси, предтеча Русского Крещения); о Соборе Киево-Печерских святых («И чернецы стоят, что ополченцы…»); о связи Сергия Радонежского и Киева, о Феофане Прокоповиче, об удивительном роде Гошкевичей.

Раздел книги отведен рассказам о древних православных строениях города — Софии Киевской, Спасе на Бе́рестове («У могилы Юрия Долгорукого»), о Зверинце, самом древнем пещерном монастыре Руси, о расписанной Врубелем древней Кирилловской церкви, а также о памятнике Богдану Хмельницкому работы Михаила Микешина.

Не оставил автор без внимания и истории про киевский Китай и тайну старца Досифея, про то, кто взорвал знаменитый Успенский собор лавры, про то, как Владимирский собор строила к 900-летию Крещения Руси вся Российская Империя, расписывали Васнецов, Нестеров, Врубель сотоварищи, а в наши дни захватили раскольники-самосвяты, о которых ещё в середине ХХ в. прорицал благодатный старец преп. Лаврентий Черниговский, про проявившуюся на стекле киота чудотворную Богородичную икону «Призри на души моей смирение…», про крестный ход через «всю страну Русскую», когда отмечалось 1025-летие Крещения Руси. К слову, батюшка Лаврентий говорил просто и понятно: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына, и Святого Духа, это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе Святая Русь. Знайте, помните и не забывайте».

На страницах книги «Русский Киев» оживают великий кругосветный мореплаватель, молодой капитан Лисянский; офицер, паломник, писатель Андрей Муравьёв; философ Бердяев; убитый в Киеве и похороненный в лавре премьер-министр Российской Империи Столыпин; поэт Волошин; «рыцарь монархии» Шульгин; богослов Афанасий Булгаков и его знаменитый сын Михаил, писатель; ученый Вернадский; автор «мертвой петли» летчик Нестеров; советский авиаконструктор Антонов.

Скорее всего, неожиданными для читателя окажутся главы об отце и сыне Сикорских. Вначале мы узнаём про всероссийски деятельного монархиста Ивана Ивановича Сикорского, отца знаменитого авиаконструктора, автора концептуального тезиса «Мы — русские, и Киев — наш». А затем в главе «Неожиданный Сикорский. Великий авиаконструктор как русский богослов» читаем о сыне, Игоре Ивановиче, который успевал всё — даже продолжить идейное дело отца, уже на всемирном уровне.

Героями книги стали также актеры Вацлав Дворжецкий, прошедший путь от лагерного землекопа до народного артиста; человек с красивым волевым лицом Николай Олялин, ставший символом советского фронтового офицера (его даже в Кремль пускали без пропуска); поразительная Майя Булгакова, сыгравшая восемь десятков киноролей и лишь однажды главную, поэты Семён Гудзенко и «всегда юная Юнна Мориц».

Вместе с автором книги читатель пройдет по страницам киевских тетрадей Василия Гроссмана, прозы К. Паустовского («Даже внешне киевляне стали похожи на морфинистов»), М. Булгакова («Видал я страшные вещи, которых вы, москвичи, не видали...»).

Автор, терзаемый вопросом, почему, как и когда Киев перестал быть русским, завершает том актуальными материалами — «Русский оранжизм. Киевский феномен», «Иудин синдром», «Падение Киева в цивилизационную бездну», «Свобода слова по-киевски. Необандеровский режим преследует инакомыслящих», «С измененным сознанием», «Над прахом генерала Ватутина», «Что защищает Родина-мать, стоящая над Днепром»…

Есть в новой книге и интервью «Российской газете» 19 февраля 2014 г., данное автором еще накануне госпереворота, «Раскол Украины на три части вполне реален. Взгляд из Харькова на киевские погромы». За такого рода публикации и устойчивую русскость С. Минаков был исключен из Нац. союза писателей Украины, куда был принят двадцатью годами ранее, по рекомендации поэтов Б. Чичибабина и И. Евсы.

Как вернуть в русское русло древний русский город? И кто помнит о том, что малороссы XVII века называли Киев русским Иерусалимом?