«Свет во тьме» — это многоплановое и символически насыщенное повествование о судьбе молодого поколения в постсоветской и современной России. Его действие происходит на фоне стремительно меняющегося социального и политического ландшафта страны, а герои — дети 90-х, выросшие на сломе эпох, в мире, где старые ценности разрушены, а новые ещё не сформировались.
От семейной саги и романа воспитания повествование постепенно уводит читателя к едкой сатире, «грязному реализму», антиутопии и притче. Подобно страннику Гомера, герои отправляются в неизведанное, где царствуют беспощадные боги и чудовища. Москва, Петербург и Урал, праздник жизни или колония для несовершеннолетних — любые дороги и пути невольно оборачиваются метафизическими скитаниями.
Элементы высокой трагедии и гротеска, острые конфликты и непримиримая вражда, а также библейский подтекст и авторская ирония делают этот роман привлекательным для самых разных читателей.
В первой части романа «Свет во тьме» описывается уральская провинция на закате XX века, военный городок, рабочий посёлок, люди оказываются на развалинах советской империи, вступая в новый, очень непростой период истории страны. Автор воссоздаёт достаточно богатую галерею портретов, семейных и личных историй, самых разных характеров и тех драм, которые их терзают. Здесь и простые работяги, и офицеры ФСБ, участники Первой и Второй чеченских войн, для которых защита интересов своего государства даже ценой собственной жизни – не более чем обыденная служба и самая обыкновенная работа, в которой они сами не видят ничего особенного и героического. Здесь и их взрослеющие дети, оказавшиеся на сломе эпох, в то время, когда старые устои разрушены, а новые ещё не сформировались, когда идеалы и авторитеты настолько противоположны и противоречивы, что сделать между ними какой бы то ни было выбор одна из сложнейших задач, но это подрастающее поколение делает свой выбор: каждый на свой лад.
Долго разворачивающееся повествование и большой охват авторского фокуса представляют читателю большое эпическое полотно, а сложнейшие противоречивые коллизии в этом густонаселённом пространстве делают роман похожим на картины Босха. Далее роман становится всё более динамичным и напряжённым, что определяется, как меняющейся манерой повествования автора, так и самой драматургией сюжета.
Первая часть романа является попыткой на свой лад продолжить традицию Фолкнера (Йокнапатофа) и Шервуда Андерсона («Уайнсбург, Огайо»), Фазиля Искандера и Василия Шукшина, реализовав их концепции на материале уральской провинции. Речь идёт прежде всего об идее необъятности замкнутого мира с его бесчисленными драмами, сложными пересекающимися судьбами, конфликтами, страстями, исканиями и чувствами простых людей. Высвечивая в простых человеческих характерах, семьях, поселениях сакральное и великое, ничтожное и бесчеловечное, страсти и добродетели, автор создаёт богатую галерею портретов на развёрнутом эпическом полотне и исследует нравственную природу каждого из персонажей. При чём его интересует не только настоящее и будущее героев, он обращается к их далёким предкам, создавая подробные генеалогические деревья, чтобы нащупать взаимосвязь личных качеств, их пороков и добродетелей в далёком прошлом, в «голосе» их крови.
Во второй части описывается колония для несовершеннолетних, куда попадает один из героев романа. Данная часть текста – своеобразное исследование психологии зла и того, как в этом зле может раствориться человек даже самых благородных побуждений и ценностей. Тюремная часть – определённая модель царства зла, где царит насилие и блатная романтика, жажда власти – всё это разъедает живое и человеческое, истребляет душу и то, что сакрально. Это история человека власти, который пытался переделать мир (порядок в колонии) на справедливых началах, но не сумел предположить, какую ношу ему предстоит взвалить на свои плечи, добившись этой самой власти. История того, кто между любовью и жаждой мести выбрал второе.
В третьей и четвёртой части романа автор описывает другого героя, который переехал из уральской провинции в северную столицу и пытается найти себя в современном обществе, он осмысляет окружающий мир, стремится нащупать смысл жизни, борется со своими страстями и навалившимися соблазнами большого городов. Его жизненный путь невольно превращается в путешествие из Петербурга в Москву, во время которого герой пытается критически осмыслить все самые насущные и вечные вопросы, а также саму действительность. И после того, как ему это удаётся, он находит ответы на самые значимые для себя вопросы и возвращается на родину к своей семье: на Урал, в военный городок, где когда-то вырос, потому что понимает – любые успех и благосостояние, слава и удовольствия, никакие соблазны мира не перевесят ценности священной обители твоей родной земли и твоей семьи, какими бы сложными отношения в этой семье ни были.
Основообразующие концепций романа «Свет во тьме» – «Книга пророка Ионы» и путешествие современного Одиссея, который сначала покидает свой дом, отправляясь в большое плавание, а затем возвращается в него.
От семейной саги и романа воспитания повествование постепенно уводит читателя к едкой сатире, «грязному реализму», антиутопии и притче. Подобно страннику Гомера, герои отправляются в неизведанное, где царствуют беспощадные боги и чудовища. Москва, Петербург и Урал, праздник жизни или колония для несовершеннолетних — любые дороги и пути невольно оборачиваются метафизическими скитаниями.
Элементы высокой трагедии и гротеска, острые конфликты и непримиримая вражда, а также библейский подтекст и авторская ирония делают этот роман привлекательным для самых разных читателей.
В первой части романа «Свет во тьме» описывается уральская провинция на закате XX века, военный городок, рабочий посёлок, люди оказываются на развалинах советской империи, вступая в новый, очень непростой период истории страны. Автор воссоздаёт достаточно богатую галерею портретов, семейных и личных историй, самых разных характеров и тех драм, которые их терзают. Здесь и простые работяги, и офицеры ФСБ, участники Первой и Второй чеченских войн, для которых защита интересов своего государства даже ценой собственной жизни – не более чем обыденная служба и самая обыкновенная работа, в которой они сами не видят ничего особенного и героического. Здесь и их взрослеющие дети, оказавшиеся на сломе эпох, в то время, когда старые устои разрушены, а новые ещё не сформировались, когда идеалы и авторитеты настолько противоположны и противоречивы, что сделать между ними какой бы то ни было выбор одна из сложнейших задач, но это подрастающее поколение делает свой выбор: каждый на свой лад.
Долго разворачивающееся повествование и большой охват авторского фокуса представляют читателю большое эпическое полотно, а сложнейшие противоречивые коллизии в этом густонаселённом пространстве делают роман похожим на картины Босха. Далее роман становится всё более динамичным и напряжённым, что определяется, как меняющейся манерой повествования автора, так и самой драматургией сюжета.
Первая часть романа является попыткой на свой лад продолжить традицию Фолкнера (Йокнапатофа) и Шервуда Андерсона («Уайнсбург, Огайо»), Фазиля Искандера и Василия Шукшина, реализовав их концепции на материале уральской провинции. Речь идёт прежде всего об идее необъятности замкнутого мира с его бесчисленными драмами, сложными пересекающимися судьбами, конфликтами, страстями, исканиями и чувствами простых людей. Высвечивая в простых человеческих характерах, семьях, поселениях сакральное и великое, ничтожное и бесчеловечное, страсти и добродетели, автор создаёт богатую галерею портретов на развёрнутом эпическом полотне и исследует нравственную природу каждого из персонажей. При чём его интересует не только настоящее и будущее героев, он обращается к их далёким предкам, создавая подробные генеалогические деревья, чтобы нащупать взаимосвязь личных качеств, их пороков и добродетелей в далёком прошлом, в «голосе» их крови.
Во второй части описывается колония для несовершеннолетних, куда попадает один из героев романа. Данная часть текста – своеобразное исследование психологии зла и того, как в этом зле может раствориться человек даже самых благородных побуждений и ценностей. Тюремная часть – определённая модель царства зла, где царит насилие и блатная романтика, жажда власти – всё это разъедает живое и человеческое, истребляет душу и то, что сакрально. Это история человека власти, который пытался переделать мир (порядок в колонии) на справедливых началах, но не сумел предположить, какую ношу ему предстоит взвалить на свои плечи, добившись этой самой власти. История того, кто между любовью и жаждой мести выбрал второе.
В третьей и четвёртой части романа автор описывает другого героя, который переехал из уральской провинции в северную столицу и пытается найти себя в современном обществе, он осмысляет окружающий мир, стремится нащупать смысл жизни, борется со своими страстями и навалившимися соблазнами большого городов. Его жизненный путь невольно превращается в путешествие из Петербурга в Москву, во время которого герой пытается критически осмыслить все самые насущные и вечные вопросы, а также саму действительность. И после того, как ему это удаётся, он находит ответы на самые значимые для себя вопросы и возвращается на родину к своей семье: на Урал, в военный городок, где когда-то вырос, потому что понимает – любые успех и благосостояние, слава и удовольствия, никакие соблазны мира не перевесят ценности священной обители твоей родной земли и твоей семьи, какими бы сложными отношения в этой семье ни были.
Основообразующие концепций романа «Свет во тьме» – «Книга пророка Ионы» и путешествие современного Одиссея, который сначала покидает свой дом, отправляясь в большое плавание, а затем возвращается в него.