Книга «Потому что хотели жить» - мозаика судеб, калейдоскоп тем о фронтовых буднях в тылу и на передовой, когда выжить – значит победить: «ребенок и война», «труд подростка», «семейные отношения».
Сборник рассказов, по воспоминаниям людей, каждый из которых мечтал о победе и находил радость в мелочах. Эти люди – земляки автора, долгожители - ветераны труда и войны, бывшие врачи, учителя - труженики, пережившие суровые сороковые будни военных лет на фронте и в тылу, в блокаде и вынужденной концентрации.
Рассказ «Правда бабы Груни» о буднях семьи. Пришла война и подростки Вологодской области наравне со взрослыми пошли в поле и на лесоповал. Пятиклассница Маруся стала первой помощницей мамы: по дому все переделает, огород на ней. А когда пришла пора и ей выйти на работу, на младших братьев перешел огород – что вырастят, с тем и зимуют. Закрыта школа после прилета разведчика в целях безопасности самих учеников. Голод, труд, ожидание весточки с фронта. И ещё – приём на межрейсовый отдых военных лётчиков и медиков санитарных поездов. Дружба тружеников тыла и фронтовиков, будни и праздники. Каким счастьем было для Маруси - вернуться в школу, за оставленную когда-то парту и заново проходить забытую программу, выполняя домашние задания вместе с подросшими младшими братьями. А главное в рассказе - мудрость бабушки Груни, с малолетства приучавшей внуков к трудностям житейским, вере в Бога, чтобы по совести жить до старости…
«Мы просто жили, без упрёка. Вона, горе кругом… Но были у каждого свои дни счастья… Верили в силу России–Матушки, так земля нашей и осталась…» - так заканчиваются воспоминания рассказа «Свои дни счастья». А начинаются – радостью удмуртских третьеклассниц, которых приняли в пионеры в колхозе Красный Октябрь» Сюмсинского района. Был и комсорг, и коммунисты. Горел костёр и пели песни «На сопках Манчжурии». О своем счастье в летнем лагере вспоминает героиня Рая 22 июня сорок первого года. А позже счастливые воспоминания были о том, как в трескучий мороз дед Василий разрешил домой пойти, отложив подпил и зачистку от веток. Самое огромное счастье жизни – обнять перед сном, посмотреть в глаза мамочке, потому что вчера ещё одолевал страх за её жизнь. И бесконечным счастьем назван день известия о победе, когда учительница «оперлась о стену, глаза закрыла, слёзы текут: - Сегодня кончилась.» Жить бы девчонке и радоваться жизни, но нет, пришла война, и пришлось и главной героине повзрослеть. Им бы учиться, в тетрадках задачки решать, а они пошли на работу – лес валить. Голод, холод, а они выходят ежедневно на работу, все-таки люди способны на многое в тяжелые времена.
История «Из душистого детства» создана по воспоминаниям родителей, которые спасли жизнь девочки Люси в блокадном Ленинграде. "Только одно желание - победить. Но как победить смерть, которая каждый день обильно косила людей." Начало истории семьи, о молодежи, полюбившей прекрасный город и приехавшей приехать в Ленинград. Тружеников Кировского завода оставили для ремонта танков и техники. Блокада высасывала жизнь из людей. В рассказе фрагментарно описан каждый месяц угасания жизни бабушки и дядей-подростков в холоде и голоде. «Мёрзли Зайцевы не на шутку, хотя по законам природы весна вступила в свои права. Отрешённо женщина смотрела на стену, на которой висела гравюра. Сжечь Пушкина – кощунство: ни тепла, ни совести…» Когда из семьи из семи человек на пятерых уже получено эвакуационное удостоверение, два имени пришлось вычеркнуть, выехать из Ленинграда удалось троим и выжить.
История столетнего Сергея Михайловича и его жены Анны Григорьевны Моисеевых, ветеранов войны и труда описана, в рассказах «Солдат, доживший до ста лет» и «Как маме обещала». Каждый из них прошел своей военной дорогой, но судьба свела их уже в мирное время. Детство Сергея закончилось, когда ему шел восьмой год: отец ушёл на войну с Колчаком и не вернулся, вскоре скончалась мать и старший брат на покосе в поле на косу напоролся… Дядя мальчика привез его в Асбест, город разрастался на глазах Сергея, который учился и работал до призыва. После присяги солдат был направлен в район реки Халхин – Гол, но вскоре переправлен в район артобстрелов на Карельском полуострове для решения вооружённых провокаций финнов, разрушавших дороги, минировавших и устраивавших обвалы на выжженной земле. На западном побережьи Выборгского залива солдаты-срочники считали недели до возвращения домой, но их ждали героические бои при обороне Ленинграда, освобождение Карелии, Белоруссии и Восточной Пруссии. Вернувшись в Асбест, он устроится работать завхозом в инфекционную больницу, заведующей которой была старший лейтенант медицинской службы Анна Григорьевна.
Выпускница асбестовской школы Аннушка спешила в городской клуб на репетицию. Но вместо концерта состоялись проводы на фронт отцов и братьев, друзей и соседей. А всего – десять тысяч мужчин тридцатитысячного населения города. Окончив курсы медсестёр, в разбитом здании школы девчата организовали работу Смоленского полевого госпиталя и добросовестно трудились днём и ночью. Анна обучала санитарок оказанию помощи и проведению часов лечебной физкультуры. Однажды девушка попала под бомбёжку, пришлось Аннушке и самой лежать в госпитальной палате… В сорок пятом госпиталь перебросили в Каунас, где пришлось прочувствовать недоброжелательное отношение эстонки. После Победы все мечтали о доме. И Анна Савина, обещавшая маме вернуться домой живой-невредимой по команде с радостью и шутками собирала вещи, но на построении было объявлено, что вагоны воинского эшелона следую на Дальний Восток, где полевой госпиталь принимал воинов-освободителей Красной Армии с азиатской внешностью. Помогали и пленным японцам в «Августовский шторм»…
«След её доброты» - историю бабы Веры, Веры Алексеевны из белорусского села Страчово на брянщине рассказывает её внучка. Именно вера бабушки, её молитвы и забота помогли выжить всей семье. Большая семья, где мал, мала меньше пережила тяжелые времена. На их долю выпало пережить многое: бомбёжки, скитание, сожженный дом, побег к партизанам и концентрационные лагеря на территории Украины. Именно вера бабушки в то, что враг будет сражён, помогла им выживать и после войны, когда от дома оставался только подпол…
"Ох и времечко: силушки нет, мужиков нет, хлеба нет. Да и молитвы усердной, как раньше в церкви, в каждом селе - тоже нет...".
Но молились люди, прятались, но молились. Иконки рисованные сохраняли, под матрасами прятали и следующему поколению передавали. А без веры бы не выжили, не сдюжили.
Обобщающей темой всех рассказов сборника является именно вера. Вера в победу, вера друг в друга, вера в Бога.
Сборник рассказов, по воспоминаниям людей, каждый из которых мечтал о победе и находил радость в мелочах. Эти люди – земляки автора, долгожители - ветераны труда и войны, бывшие врачи, учителя - труженики, пережившие суровые сороковые будни военных лет на фронте и в тылу, в блокаде и вынужденной концентрации.
Рассказ «Правда бабы Груни» о буднях семьи. Пришла война и подростки Вологодской области наравне со взрослыми пошли в поле и на лесоповал. Пятиклассница Маруся стала первой помощницей мамы: по дому все переделает, огород на ней. А когда пришла пора и ей выйти на работу, на младших братьев перешел огород – что вырастят, с тем и зимуют. Закрыта школа после прилета разведчика в целях безопасности самих учеников. Голод, труд, ожидание весточки с фронта. И ещё – приём на межрейсовый отдых военных лётчиков и медиков санитарных поездов. Дружба тружеников тыла и фронтовиков, будни и праздники. Каким счастьем было для Маруси - вернуться в школу, за оставленную когда-то парту и заново проходить забытую программу, выполняя домашние задания вместе с подросшими младшими братьями. А главное в рассказе - мудрость бабушки Груни, с малолетства приучавшей внуков к трудностям житейским, вере в Бога, чтобы по совести жить до старости…
«Мы просто жили, без упрёка. Вона, горе кругом… Но были у каждого свои дни счастья… Верили в силу России–Матушки, так земля нашей и осталась…» - так заканчиваются воспоминания рассказа «Свои дни счастья». А начинаются – радостью удмуртских третьеклассниц, которых приняли в пионеры в колхозе Красный Октябрь» Сюмсинского района. Был и комсорг, и коммунисты. Горел костёр и пели песни «На сопках Манчжурии». О своем счастье в летнем лагере вспоминает героиня Рая 22 июня сорок первого года. А позже счастливые воспоминания были о том, как в трескучий мороз дед Василий разрешил домой пойти, отложив подпил и зачистку от веток. Самое огромное счастье жизни – обнять перед сном, посмотреть в глаза мамочке, потому что вчера ещё одолевал страх за её жизнь. И бесконечным счастьем назван день известия о победе, когда учительница «оперлась о стену, глаза закрыла, слёзы текут: - Сегодня кончилась.» Жить бы девчонке и радоваться жизни, но нет, пришла война, и пришлось и главной героине повзрослеть. Им бы учиться, в тетрадках задачки решать, а они пошли на работу – лес валить. Голод, холод, а они выходят ежедневно на работу, все-таки люди способны на многое в тяжелые времена.
История «Из душистого детства» создана по воспоминаниям родителей, которые спасли жизнь девочки Люси в блокадном Ленинграде. "Только одно желание - победить. Но как победить смерть, которая каждый день обильно косила людей." Начало истории семьи, о молодежи, полюбившей прекрасный город и приехавшей приехать в Ленинград. Тружеников Кировского завода оставили для ремонта танков и техники. Блокада высасывала жизнь из людей. В рассказе фрагментарно описан каждый месяц угасания жизни бабушки и дядей-подростков в холоде и голоде. «Мёрзли Зайцевы не на шутку, хотя по законам природы весна вступила в свои права. Отрешённо женщина смотрела на стену, на которой висела гравюра. Сжечь Пушкина – кощунство: ни тепла, ни совести…» Когда из семьи из семи человек на пятерых уже получено эвакуационное удостоверение, два имени пришлось вычеркнуть, выехать из Ленинграда удалось троим и выжить.
История столетнего Сергея Михайловича и его жены Анны Григорьевны Моисеевых, ветеранов войны и труда описана, в рассказах «Солдат, доживший до ста лет» и «Как маме обещала». Каждый из них прошел своей военной дорогой, но судьба свела их уже в мирное время. Детство Сергея закончилось, когда ему шел восьмой год: отец ушёл на войну с Колчаком и не вернулся, вскоре скончалась мать и старший брат на покосе в поле на косу напоролся… Дядя мальчика привез его в Асбест, город разрастался на глазах Сергея, который учился и работал до призыва. После присяги солдат был направлен в район реки Халхин – Гол, но вскоре переправлен в район артобстрелов на Карельском полуострове для решения вооружённых провокаций финнов, разрушавших дороги, минировавших и устраивавших обвалы на выжженной земле. На западном побережьи Выборгского залива солдаты-срочники считали недели до возвращения домой, но их ждали героические бои при обороне Ленинграда, освобождение Карелии, Белоруссии и Восточной Пруссии. Вернувшись в Асбест, он устроится работать завхозом в инфекционную больницу, заведующей которой была старший лейтенант медицинской службы Анна Григорьевна.
Выпускница асбестовской школы Аннушка спешила в городской клуб на репетицию. Но вместо концерта состоялись проводы на фронт отцов и братьев, друзей и соседей. А всего – десять тысяч мужчин тридцатитысячного населения города. Окончив курсы медсестёр, в разбитом здании школы девчата организовали работу Смоленского полевого госпиталя и добросовестно трудились днём и ночью. Анна обучала санитарок оказанию помощи и проведению часов лечебной физкультуры. Однажды девушка попала под бомбёжку, пришлось Аннушке и самой лежать в госпитальной палате… В сорок пятом госпиталь перебросили в Каунас, где пришлось прочувствовать недоброжелательное отношение эстонки. После Победы все мечтали о доме. И Анна Савина, обещавшая маме вернуться домой живой-невредимой по команде с радостью и шутками собирала вещи, но на построении было объявлено, что вагоны воинского эшелона следую на Дальний Восток, где полевой госпиталь принимал воинов-освободителей Красной Армии с азиатской внешностью. Помогали и пленным японцам в «Августовский шторм»…
«След её доброты» - историю бабы Веры, Веры Алексеевны из белорусского села Страчово на брянщине рассказывает её внучка. Именно вера бабушки, её молитвы и забота помогли выжить всей семье. Большая семья, где мал, мала меньше пережила тяжелые времена. На их долю выпало пережить многое: бомбёжки, скитание, сожженный дом, побег к партизанам и концентрационные лагеря на территории Украины. Именно вера бабушки в то, что враг будет сражён, помогла им выживать и после войны, когда от дома оставался только подпол…
"Ох и времечко: силушки нет, мужиков нет, хлеба нет. Да и молитвы усердной, как раньше в церкви, в каждом селе - тоже нет...".
Но молились люди, прятались, но молились. Иконки рисованные сохраняли, под матрасами прятали и следующему поколению передавали. А без веры бы не выжили, не сдюжили.
Обобщающей темой всех рассказов сборника является именно вера. Вера в победу, вера друг в друга, вера в Бога.